Основные мотивы творчества пастернака. Темы и мотивы поэзии Б

Основные мотивы лирики и поэтики Б.Пастернака.

Поэтика . 1.Теория литературы, учение о поэтическом творчестве.

2. Поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

В автобиографической книге «Охранная грамота» П. писал о том, что ещё в начале творческого пути «отказался от романтической манеры», от «понимания жизни как жизни поэта» (его мессианской роли), решил ни в коем случае не поддаваться романтизму, как он считал, Маяковского, Есенина, а также и др. близких ему лично поэтов- Асеева, Тихонова, Багрицкого. П. решил быть строго реалистичным. Строгий реализм своего творчества он видел в верности жизни, реальности чувств, страстей, образов действительности (улиц, домов, квартир, лугов) – и в соответствующих поэтических строках: поэтическом словаре, метафоре, сравнении, олицетворении.

Поэт видел красоту повсюду, говорил, что поэзия « валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли», т.о. поэзию можно извлечь из окружающего мира.

Лирическую поэзию принято разделять на виды по её тематике: лирика пейзажная, философская, любовная, гражданская и т.д. Но это деление условно, т.к. большинство лирических стихов многотемны.

Одной из главных тем лирического творчества П. стала тема ПРИРОДЫ во всём безграничном разнообразии её проявлений, поэтизация времён года, лесов, полей, садов, дождя и снега, ветра и солнца. Явления природы были как живые существа, он поклонялся всем проявлениям живой жизни, чувствовал себя « в родстве со всем, что есть», недаром назвал одну из лучших своих книг – «Сестра моя- жизнь»,а другая –« Земной простор». Своим главным поэтическим и нравственным принципом провозгласил « быть живым, живым и только, живым, и только до конца». Стихи П. можно назвать лирической энциклопедией родной природы.

«Стога», «По грибы», « Июль», «Летний день», «Иней».

Для П. природа – храм, а не мастерская, что, конечно, совершенно не исключает естественную для природы работу земледельца.

У нас весною до зари

Костры на огороде-

Языческие алтари

На ниве плодородья.

Поэт передаёт свой дар « алхимика», превращающего самые обычные явления природы, самые простые бытовые подробности (костры на огороде) в золото вселенских законов бытия – дар превращения быта в бытие, мира в мироздание.

Многие стихи П. – пейзажи-размышления, углублённые философские раздумья, но выраженные не логически, а образно-поэтически и почти всегда с неуловимым образным подтекстом. Он создаёт не только словом, но и ритмом, интонацией и др. составными элементами поэзии.

УПРАЖНЕНИЯ.

Как в приводимых четверостишьях сочетаются два плана мировосприятия поэта: конкретный, реальный – и философский, общественно- символический.

    «СТЕПЬ» - рисуется южная степь, дорога на Керчь, отсюда южнорусские слова: шлях(дорога), тын(изгородь).

Тенистая полночь стоит у пути,

На шлях навалилась звездами,

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

Мир видимый, реальный: « тенистая полночь» «навалилась» на дорогу «звездами»(т.е. над степью и дорогой – яркий купол южного неба), поэтому, чтобы перейти через дорогу и тын вдоль неё, надо наступать на отражение звёзд, т.е. «мироздание»,на всю видимую ясной ночью вселенную. Философский смысл отрывка: самое простое действие, мысль, поступок в самой обычной обстановке связан в конце концов с широким миром, в котором мы живём, и даже с «мирозданьем». Здесь можно ощутить некое возвышение души человеческой над обыденностью, её стремление к таинствам Вселенной.

    «КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ». В стих. рисуется прояснение погоды после дождливых дней, появление синевы в порывах туч, потом расчистившаяся даль, яркое солнце.

Сравн. «Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле».

Возникает ассоциация с «церковной росписью оконниц», и далее возникают образы собора и церковной службы.

ПЕРЕЧИТАЙТЕ СТИХ. ПРОСЛЕДИТЕ В НЁМ ЦЕПОЧКУ ОБРАЗОВ, СЦЕПЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ, ПОДВОДЯЩИХ К ДВУМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ СТРОФАМ.

(Поэт извлекает из простых лирических ситуаций- дождя, туч, неба, яркого солнца- много поэтических идей).

В этих строках понятно сравнение простора земли с внутренностью собора. Но возникает и космический образ, за пределами «собора».

КАК ПОНИМАТЬ СТРОЧКИ?

(Хор не в соборе, а вне его. И лишь иногда до человека доносится отголосок этого хора. Этот образ, полный тайны и недосказанности, может быть понят как хор ангелов, отголосок божественной космической литургии.

И эту долгую службу «природы», «мира», « тайника вселенной» принимает поэт с восторгом, трепетом, слезами счастья как великое откровение и оправдание прошлых страданий, как надежда на светлое будущее.)

В стих-х поэт выразил радостное общественное переживание, новое мироощущение, т.к. стих. написан в 1956г. в период политической « оттепели». В нём рассказывается, как ненастье сменилось синевой неба и ярким солнцем.

Возможно, здесь выражен мотив «воскрешения», веры в сближение земли и неба, реальности и идеала.

ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА В ПОЭЗИИ? (Поэзия зиждется на слове, нет красоты поэзии вне красоты слова, поэтического языка).

Пастернак – коренной москвич, интеллигент, горожанин, следовательно, певец не только природы, но и города, его улиц, бульваров, площадей, особого быта его жителей, с особым ритмом жизни, сумятицей современного города.

В его время Москва была уютной, покойной.

УРБАНИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ в его лирике занимают не меньше места, чем сельские. И главный предмет его лирического вдохновения – Москва. И язык, и неповторимые интонации П.- коренные, московские. В его поэзии и прозе оживают моск. бульвары, Кремль, Мясницкая, Пречистенка, Волхонка и окружающие их улицы и переулки.

В «городских» ст. поэт верен своему принципу сложного переплетения тем и мотивов внутри стих-ия, соединение обыденного, конкретного и возвышенного, космического, соединение просторечья с высоким стилем. В стих П. дом, улица, квартира, город – всё это часть мирозданья, всё одухотворено любовью, надеждами и тревогами человека, его высшими помыслами и чувствами.

УПРАЖНЕНИЯ.

КАКИЕ МОТИВЫ, ТЕМЫ СОЧЕТАЮТСЯ, ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ В СТИХ.?

КАКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ИЛИ МЫСЛЬ КАЖЕТСЯ ВАМ ГЛАВНОЙ?

ОТМЕТЬТЕ 1-2 ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗА, МЕТАФОРЫ, СРАВНЕНИЯ И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТА ПОЭТИКИ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ ВАМ ОСОБЕННО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ И НЕОЖИДАННЫМИ.

Стихотворение «НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ».

(В первых двух строфах – мотив одиночества, уныния, но это чувство передано не трагическими деталями, а особым ритмом, интонацией: никого в доме; ничего, кроме крыш и снега, - вовне. Но появляется она, одетая как бы в снежные хлопья, и любовь снимает боль одиночества, восстанавливает гармонию жизни).

Стихотворение «СНЕГ ИДЁТ».

(Основная мысль стих.- в грустной параллели идущего снега- безвозвратно уходящего времени- и, может быть, поглощающего годы и всю жизнь.

Стих. красиво, трудно выразить это в суждениях. Но можно отметить некоторое неожиданное сочетание «белых звёздочек в буране» и тянущихся к ним из окна «цветов герани»; захватывает ритм стиха; рефрены (повторы). 2 раза повторяется слово «смятенье»; мастерство кольцевой композиции; общий мягкий, напевный тон; и заключительные строки…

Снег и дождь- любимые лирические объекты П. Исследователи его творчества подметили, что в ранних стих-х П. бушевали дожди, ливни, грозы, а во 2-ой период они сменились снегом; роман «Доктор Живаго» весь «засыпан снегом».

Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Введение (биография и обзор творчества писателя)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), русский писатель. Родился в известной в Москве еврейской семье художника, академика живописи Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман, до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н.Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-1908 всерьез готовился к карьере композитора (получил признание А. Н. Скрябина). По окончании гимназии учился в 1909-1913 на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, где под руководством Г. Г. Шпета знакомился с феноменологией Э. Гуссерля, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа . Там получил возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекратил занятия философией и вернулся на родину. Позднее Пастернак занимался практически лишь литературной деятельностью, но профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности своеобразного пастернаковского художественного мира.

В печати Б. Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1916). Именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором. Через двенадцать лет, возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив новые, выпустил новый сборник «Поверх барьеров». 1929 - сборник «Стихи разных лет». Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 - время создания книги «Сестра моя - жизнь» (печать - 1922). В 20-е гг. созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь» (1923-1928), поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927), «Повесть» (1929), где легко обнаруживается родство прозы и стихотворной лирики Пастернака.

Кроме того, Пастернак публикует несколько прозаических произведений: «Аппелесова черта» (1918), «Письма из Тулы» и «Детство Люверс» (1922), «Воздушные пути» (1924). Но эта проза, опубликованная при жизни автора, не получила признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. С начала 1920-х гг. Б. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве многих младших поэтов-современников П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского, К. М. Симонова. призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза, но сам Пастернак решительно этому противился.

В 1932 году вышла лирика Пастернака «Второе рождение».

Все большее внимание Пастернак начинает уделять прозе: к 1930 году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагает свои принципиальные взгляды на искусство и творчество. К концу 30-х гг. - обращается к прозе и переводам, которые в 40-х становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие

классическими переводы многих трагедий , « » , «Марии Стюарт» .

Во время Великой Отечественной войны он пишет очерки «В армии» и патриотические стихотворения «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», «Ожившая фреска», «Весна», позднее - «Смерть сапера», «Победитель» и др., вошедшие в 1943 в книгу стихотворений «На ранних поездах» (как и цикл «Переделкино»).

Итогом своей писательской деятельности, вершиной своего творчества как прозаика сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1945 по 1955 год. В письмах Пастернак нередко упоминает о своих начинаниях:

«Потом я некоторое время поработаю свое, для себя... Мне хочется написать пьесу и повесть, поэму в стихах и мелкие стихотворения. Это настроение, может быть, предсмертное, последнего года и последних довоенных месяцев, которое еще ярче разгорелось в войну». Он пишет Ольге Фрейденберг: «Я начал большую прозу, в которую хочу вложить самое главное, из-за чего у меня «сыр-бор» в жизни загорелся, и тороплюсь, чтобы ее кончить к твоему летнему приезду и тогда прочесть».

Подтверждение этого плана мы можем также увидеть в письме Бориса Леонидовича к Н. Я. Мандельштам:

«Я хочу написать прозу обо всей нашей жизни от Блока до нынешней весны, по возможности в десяти - двенадцати главах, не больше. Можете себе представить, как торопливо я работаю и как боюсь, что что-нибудь случится до окончания моей работы!»

Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. уже свидетельствуют о многочисленных попытках писателя приступить к созданию картины нравственной и духовной жизни своей эпохи, истории своего поколения.

Роман «Доктор Живаго» представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Он пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Живаго. Во время его написания Пастернак не раз менял его название: «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Роман был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой из-за неоднозначной позиции автора к и последующим изменениям в жизни страны. В его издании на родине Пастернаку было отказано. В 1957 году появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания, а к концу 1958 года роман был выпущен на всех европейских языках (в СССР был опубликован только в 1988). Это привело к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация , вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Пастернак в своём письме на имя написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью и работой».

Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первой половине 20 века.

Живаго увидел революционные события в их трагической сложности, во всей противоречивости, так как их увидел Пастернак. Ни герой, ни автор не стремились их истолковать. Задача у Пастернака была иной: пропустить события истории через личное восприятие тонко и обостренно чувствующего героя. И эта задача была гениально выполнена. Роман необычен, он читается на одном дыхании, а стихи Юрия Живаго - прекрасное средство еще более глубокого раскрытия внутреннего мира героя и его отношения к внешнему миру. Жизнь вечна, а человек конечен. И судьба человека, которому довелось жить в переломные эпохи, находиться в самой гуще исторических событий, трагична. Человек - песчинка в море

жизни, но он - и хранитель истории, oн участвует во всех событиях, но не как творец, а лишь как капля в общем водовороте.

В романе присутствует множество мотивов: библейские, философские, судьбы, различных стихий, красоты, родины и др. Но нас в данной работе интересует тема любви .

Мы узнаем жизненную историю сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями страны. Через переплетение множества судеб показывается драматическая история несчастной любви доктора Живаго к двум женщинам, Тоне и Ларе. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру (известно, что прообразом ее была Ольга Ивинская, последняя любовь поэта. Он признавался ей в любви и мучился оттого, что у него жена, дети, совсем как Живаго в романе).

Главный герой - Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. Мальчик рано остался сиротой. Мальчик рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечтал о том, чтобы писать художественную прозу, в юности начал писать стихи. Позднее творчество стало главной его страстью. Врач и писатель - сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Живаго в романе показан как гениальный поэт, кроме того, еще и религиозный философ.

Центральным образом книги (и книги стихов Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи,

с которой начался Юрий Живаго как поэт. Этот символ проведен через весь роман, пламя и свет свечи - стихия огня:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(«Зимняя ночь»)

(Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. И книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его видение мира). Любовь может быть как великим счастьем, так и великим бедствием.Это великая страсть, которой подчиняется все вокруг. Она может гореть ровным теплым пламенем свечи, согревая жизнь, а может вспыхнуть и обернуться пожаром, сжечь все вокруг дотла.

Юрий Андреевия женится на дочери профессора химии Громеко. Женитьба на Тоне была его внутренним побуждением. Ему казалось, что лучше Тони - доброй, понимающей, никогда не найти жену-друга. Семья представляет для Юрия наивысшую ценность. Он искренне любит и уважает свою жену (но это любовь, продиктованная разумом, а не сердцем), ценит тестя Александра Александровича, обожает сына Сашеньку.

Тоня отвечает взаимностью. Юрий Живаго - только с виду покорный и безвольный человек, перед лицом жизненных трудностей он способен принять свое собственное решение, отстоять свои убеждения, не сломаться. Его духовную силу чувствует Тоня, она понимает, что отсутствие воли с лихвой покрывает внутренняя сила, одухотворенность, талант Юрия Андреевича, и это для нее намного важнее. Она пишет мужу:

«А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы ты только мог мог себе представить. Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя» .

С одной стороны, Юрий - безвольный человек, он не противостоит, полностью подчиняется революции, жизни. Но в то же время стойко сносит все испытания судьбы, духовно не меняется, не изменяет в душе своим идеалам, ничто не в силах повлиять на его моральные принципы. Живаго не принимает конкретных однозначных решений, живет сомнениями и колебаниями. Но это - не слабость, а его моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений» , - так пишет о Юрии Живаго Д. С. Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Покладистость Юрия не является ни душевной слабостью, ни трусостью. Живаго обладает сильным умом и интуицией, он просто следует, подчиняется тому, что требует от него жизнь. Но он способен отстаивать свою позицию перед лицом опасности или в ситуациях, когда речь идет о его личной чести или убеждениях, сохраняя свою глубинную духовную сущность. Юрий не возражает против решений других людей, особенно дорогих и близких ему, принимая чужие решения как ребенок, который не спорит со своими родителями, принимает их подарки наравне с наставлениями. Живаго не возражает против свадьбы с Тоней, когда Анна Ивановна их «сговорила». Не возражает он и против призыва в армию, против поездки на Урал: «Однако к чему спорить? Вы решили ехать. Я присоединяюсь.» , - говорит Юрий.

Живаго остается верен себе в браке с Тоней Громеко. Их счастливая супружеская жизнь длится недолго - началась война с немцами. Живаго оставляет молодую жену с сыном. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую прежде всего физический мир. Гражданская война предстает как массовый психоз, одержимость людей, которые утратили представление о человечности и которые вовлечены в чудовищный процесс взаимоистребления. После Февральской революции супруги Живаго вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 они уезжают на родину предков Тони, на Урал. И там, чтобы выжить, занимаются сельским хозяйством. Так проходит год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом началась революция, которую Юрий вначале принял как обновление. Но очень скоро понял - каково ее истинное лицо. Ее преобразования оказываются делом чистой политики, результатом борьбы стремящихся к власти людей.

Но именно эта война и революция сближает Юрия Живаго с другой женщиной - Ларой Гишар. Лара - дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца. Еще будучи гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью Лары. И тогда же впервые видит Лару. Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару - девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность.

С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит он сам:

«Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша... Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще боль­нее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.» .

Через несколько лет они снова встречаются. Она - девушка с чистой душой, против воли становится, как и ее мать любовницей Комаровского, пытается застрелить его - и подчиняется ему. Лара мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова (сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым).

Не будь войны, может быть Лара Гишар осталась бы в памяти Юрия той юной девочкой-женщиной, которую он видел всего лишь дважды: в номере гостиницы, когда травилась ее мать, и на елке у Светницких, когда Лара стреляла в Комаровского.

Во время мировой войны Живаго врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене. Тоня уже тогда, по письму мужа почувствовала, ощутила ту тонкую, прозрачную как паутинка, но уже крепкую внутреннюю связь Юрия и Лары. Одной ей ведомым чутьем женщина поняла, что Юрию и Ларисе суждено быть вместе. Их жизнь связана каким-то стечением обстоятельств. И она знает это и пишет об этом Юрию, который еще не понимает этого, не верит, противится. Живаго поначалу не принял это всерьез. Долг верности и любви еще пересиливает эту связь:

«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечении обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути» .

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялось неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Живаго расстается с Ларой вынужденно, и чувства к ней лишь усиливаются.

Юрий старается разобраться, противостоять этому, надеется, что что-то разрушит эту связь, ведь он «... любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родн­ой отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам» , - Живаго страдает от раздвоенности. Он ведь женат и любит свою жену Тоню. Но Лара стала для него самой жизнью:

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть больше, чем им самим... Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло!» .

Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить:

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара» .

Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. Любовь приносит страдания, дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они - полная противоположность друг другу.

«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги» , - так пишет о Ларе в своем прощальном письме мужу Тоня.

Любовь Лары и Юрия осложняет им жизнь, но они живут этой любовью:

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни» , - пишет Пастернак.

Именно трепетная любовь Юрия Живаго и Лары Гишар - сердцевина романа, его душа.

Она - вершина трагической жизни Юрия Живаго, взлет всех его чувств. Описание этой любви - лучшие места в романе. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит он своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

(«Объяснение»)

Лара и Юрий встретились так, как встречаются один раз в жизни и навсегда, и неважно, останутся они вместе или нет. Это была любовь метафизическая, на каком-то ином, непостижимом для человеческого разума уровне. В романе есть потрясающие строки о любви, ставшие ее формулой:

«Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной» .

У героев разные характеры, но родственные души. Лара - единственная женщина, которая так близка Живаго, так похожа на него, так одинаково с ним мыслит. Хотя она - по крови полуфранцуженка, но - русская по духу и чувствам. У Лары высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. Лариса почти боготворит Юрия Живаго.

«Лара была самым чистым существом на свете» ,- так говорит о ней Б. Пастернак.

«Мы с ним [с Павлом Антиповым] люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою» , - это говорит сама Лара. Юрий и Лара абсолютно безразлично относятся к материальным благам, внутренне от природы свободны и щедры. Автор так пишет об этом:

«Еще более, чем общность души, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим одинаково немило все фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большой редкостью.» .

Но, в отличие от Юрия, Лара тверда и решительна, она противостоит жизни, не принимает ее условий, борется сама с собой: понимая грязь своих отношений с Комаровским, она до поры до времени не в силах порвать с ним. Но, решив изменить свою жизнь, Лара совершает отчаянный поступок - она покушается на него. Она сама принимает решения, и порой даже диктует свою волю более слабым. Лара решается выйти замуж за Патулю Антипова, тогда еще милого, застенчивого, безвольного юношу, и, когда муж пропадает без вести, она, оставив дочь, сама отправляется на его поиски.

Лара оказывает огромное влияние на Юрия. Живаго любит жизнь, ему кажется дикой даже сама идея переделывать ее. Жизнь, по его понятию, не материал, а действующее начало. Лара - воплощение этой жизни.

Любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным, тем, она роднит, объединяет. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем, высокое искусство. Юрий боготворит Лару, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает:

Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня , -

эти слова показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипову, он понимает, принимает, и, самое главное, разделяет ее чувства - чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лара говорит Юрию, что если бы Стрельников «снова стал Пашенькой Антиповым», то: «...Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне.» .

Через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Юрий и Лара не могли не любить (Так, Живаго отказывается от заманчивого предложения Комаровского, жертвуя своей любовью к Ларе. Он не может поступиться своими убеждениями, поэтому не может ехать с ней. Юрий готов отказаться от своего счастья ради спасения и спокойствия любимой женщины, и ради этого он идет даже на обман).

В тот момент, когда доктор Живаго решает открыться Тоне и порвать с Ларой, его забирают в партизанский отряд. Юрий в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его, все равно, охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство.

Пока Живаго находится в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими представителями старой либеральной интеллигенции была выслана из Советской России. Антипов - Стрельников попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Живаго бежит от партизан к своей Ларе, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье:

«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тяне сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Вот это-то и есть Лара. С ними нельзя разговаривать, а она их представительница, их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования!» , - думает

о Ларе Юрий, вернувшись из партизанского отряда. Лара - его жизнь, его любовь. Она захватила душу героя, и он не в силах сопротивляться ее влиянию.

Любовь Лары и Юрия является как бы и благословением их жизни, и грозной стихией, грозящей разрушить эту жизнь. Но любовь героев ниспослана им свыше, они предназначены друг другу решением небес:

«Дар любви, - говорит Лара, - как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится...» .
Юрий и Лара остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Они - почти одно целое Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь:

Мне ли, слабой женщине, объяснять тебе, такому умному, что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? - говорит Лара Юрию. - Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна не бытовая, непреложная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем

Инструкция

Тема природы является ключевой для лирики Пастернака. Однако автор не ограничивается фотографической фиксацией дождей или летнего зноя, закатов и рассветов, времен года. Изменения, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год происходящие в природе, символизируют саму жизнь. В Пастернака не изображение, а действие. Кажется, что каждый кусочек природы чувствует, мыслит и сострадает вместе с лирическим героем.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…» принадлежит к раннему творчеству Пастернака. Оно было написано в 1912 году. С одной стороны, поэт пишет о прощании с холодной зимой, фиксирует появление темных проталин и луж. Природа пробуждается, что заставляет поэта « о феврале навзрыд». Все построено на ассоциациях, на образах и эмоциях. Еще одной особенностью лирики Пастернака является . И изрытый криками ветер, и «грохочущая слякоть», и «клик колес» способны не только привлечь внимание, но и усложнить для читателя восприятие стихотворного текста. Это заставляет задуматься и прочувствовать настроение.

Красной нитью через все поэтическое творчество Бориса Пастернака проходит тема России. Судьба Родины и судьба самого автора неразделимы. В начале века не один десяток талантливых людей покинули пределы страны, уехав на Запад, обещавший благополучие и тишину. Советская Россия была чем-то новым, неизведанным. Единение со страной, где он родился, обернулась для автора сопротивлением. Особенно это проявилось в 30-х годах в эпоху жестоких репрессий. Но любовь к Отчизне поэт сохранить сумел. В 1941 году он пишет «На ранних поездах». Лирический герой – интеллигент, мучающийся вопросами бытия. В подмосковной электричке он думает о неповторимых чертах России и боготворит, «превозмогая обожанье», свою страну.

Говоря о лирике Пастернака, нельзя не упомянуть о классическом для вопросе поэта и поэзии. Особенно полно эта тема раскрыта в цикле «Тема с вариациями». Художник черпает в своем творчестве силы для жизни. И силы эти настолько велики, что помогают противостоять разрушающей стихии времени. Поэт считает, что искусство созидательно, оно позволяет не только зафиксировать происходящее, но и приблизиться к пониманию законов жизни. Несколько позже (в 1956 году) Пастернак пишет о том, что цель любого творчества - не почивание на лаврах, «не шумиха, не успех», а самоотдача (стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»).

В 1955 году Борис Пастернак пишет «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» - стихотворение, которое становится его поэтическим манифестом. Автор вновь подчеркивает свою сопричастность ко всему, что происходит вокруг, стремление постигнуть жизнь во всем ее многообразии «до оснований, до корней, до сердцевины». По словам советского литературоведа и критика А. Синявского, смысл жизни поэта – нравственное служение, поиски основ, разгадывание первопричин.

Кто из поэтов не писал о любви? И кажется, что все уже сказано. Но открываешь стихи Б. Пастернака и понимаешь: «Когда любит поэт,/ Влюбляется Бог неприкаянный». Поэт вовлекает в свое чувство весь мир, ибо любовь - высшее проявление его законов. Так появляются строчки:

Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Мир прекрасен, но он еще прекраснее, если в нем есть любовь. Ею освещено и освящено все вокруг. Иногда поэт говорит о присутствии любимой как о событии не­бывалом, величественном:

Но нежданно по портьере Пробежит вторженья дрожь. Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдешь.

И весь мир вокруг как бы существует во имя этого прихода, волнующего, ожидаемого и в то же время внезапного. Иногда это ощущение бытия в одном мире:

Ты здесь, мы в воздухе одном. Твое присутствие, как город.

История сердца, рассказанная в лирических стихах Б. Пастернака, не называет имен, но в то же время она убедительна силою чувства. Стихи о любви у этого поэта очень своеобразны. Чаще всего они содержат описание: городского пейзажа, осеннего или зимнего дня, впечатлений от увиденного случайно - а затем небольшой штрих, несколько строчек о том, почему все это вокруг кажется таким великолепным. Все освещено светом любви. И февральская метель предстает стихией чувств:

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал.

И когда читаешь знаменитое «свеча горела на столе, свеча горела», то воспринима­ешь это как символ. Стихи Б. Пастернака о любви отнюдь не картинка с изображением счастливых влюбленных, это строки о сложных перипетиях чувств человека высокой духовной культуры, о тонких движениях человеческой души. Его стихи о любви возвы­шают, рождают мысль о величии и красоте настоящей любви. И это делает его стихи о любви бессмертными.

Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе. За свой роман «Доктор Живаго» Пастернак получил Нобелевскую премию.

Но судьба этого писателя была трагична, как судьба любого талантливого человека в тоталитарном государстве. Произведения Пастернака были объявлены антинародными и антикоммунистическими. Этого писателя обвиняли в формализме и отсталости мировоззрения. Его отказывались печатать, просто игнорировали.

Конечно, Пастернак переживал все это очень тяжело. В письме к Ольге Ивинской он писал: «Я подавлен всей идущей кругом жизнью, полетом, огромным количеством честных людей, живущих, как надо, как требуется временем, и только я один подозрителен сам себе, и не собираюсь исправляться и буду чем дальше, тем все хуже».

В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет:

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Также природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…