Школьник взял для исследования сорванный. Олимпиадные задания по биологии (6 класс)

Выберите по одному правильному ответу. Проведите линии, соединяющие цифры в правильном ответе. К какому царству принадлежит живая система, полученная в результате работы?

1 . Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в:

а) неправильной установке света (1–3–5–4–2);
б) том. что он не поставил большее увеличение (4–3–1–2–5);
в) том, что он не сделал тонкий срез листа (1–2–3–4–5).

2 . Границей клетки и окружающей среды является:

а) цитоплазма (5–7–6–1–8);
б) межклеточное вещество (5–6–1–7–8);
в) оболочка (1–8–7–6–5).

3 . Общее между клетками всех организмов:

а) в любой живой клетке происходит обмен веществ (12–32–29);
б) все растительные клетки имеют хлоропласты (29–12–32).
в) у всех растительных клеток одинаковое количество хромосом (32–29–12).

4 . Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется (12–11–31–29);
б) движется очень быстро (29–11–31–12);
в) не движется (11–29–12–31).

5 . Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми (25–26–27–10–25);
б) зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными (27–26–10–25–27);
в) зелеными, синими, красными, черными (26–10–27–25–26).

6 . Зеленые пластиды называют:

а) хлоропластами (9–13–33–18);
б) хромопластами (33–9–13–18);
в) хромосомами (18–9–13–33).

7 . Органы растения увеличиваются в размерах благодаря:

а) увеличению числа клеток (21–18–9–22);
б) увеличению числа клеток и их росту (9–21–22–18);
в) увеличению числа клеток и образованию межклетников (22–21–18–9).

8 . Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:

а) деления (35–34–14);
в) транспорта веществ (35–14–34);
б) связи с другими клетками (34–14–35).

9 . Правильно указана последовательность деления клетки:

а) деление оболочки – деление цитоплазмы – удвоение хромосом – деление ядра (15–16–17–14);
б) удвоение хромосом – деление ядра – деление цитоплазмы и оболочки (15–14–16–17);
в) деление цитоплазмы и оболочки – деление ядра – удвоение хромосом (14–15–16–17).

10 . Наследственная информация в дочерних клетках:

а) уменьшается в полтора раза (20–16–19);
б) уменьшается в два раза (19–16–20);
в) сохраняется неизменной (16–19–20).

11 . Вакуоли заполнены:

а) клеточным соком (19–23–24);
б) воздухом (24–19–23);
в) цитоплазмой (23–24–19).

12. Если к свежему препарату с клетками кожицы лука добавить немного соленой воды, то клетка несколько сморщится, так как:

а) наступит явление пиноцитоза (30–34–28);
б) наступит явление плазмолиза (34–28–30);
в) произойдет обмен веществ (28–30–34).

13 . Существование растительной клетки открыл:

а) Роберт Гук (28–36–23);
б) Антоний Ван Левенгук (36–23–28);
в) Роберт Кох (23–28–36).

position:relative; z-index:4;left:-109px;top:15px;width:782px;height:515px">

Рис. Клетка. Правильно выполненное задание

(Правильные ответы

font-size:10.0pt">1–2–3–4–5;

1–8–7–6–5;

1 вариант

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов в) малым содержанием воды

б) клеточным строением г) минеральными веществами

2. К генеративным органам растения относится:

А) цветок в) лист

Б) стебель г) корень.

3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

4. Венчик цветка состоит из:

а) цветоложа в) тычинок

б) чашелистиков г) лепестков

5. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

6. Размножение — это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

7. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

8. Белки не участвуют:

а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

б) в движении г) в хранении наследственной информации

9. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

11. К ядерным организмам относятся:

а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

12. Рибосомы участвуют:

а) в образовании белков

б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

г) в выработке веществ, служащих источником энергии

13. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

б) ядро г) плазматическая мембрана

14. Фотосинтез, осуществляемый растениями, - это процесс:

а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

б) расходования органических веществ с освобождением энергии

в) поглощения кислорода

г) удаления из растения лишней воды

15. В ядре неполовых клеток мухи 12 хромосом. При мейозе у нее образуется ядро:

а) с 6 хромосомами в) с 24 хромосомами

б) с 12 хромосомами г) с 32 хромосомами

16. Ткань, которая придает опору растению и его органам и клетки которой имеют утолщенные, одревесневшие оболочки, называется:

а) соединительная в) механическая

б) покровная г) проводящая

17. Функции эпителиальной ткани:

а) регуляция процессов жизнедеятельности

б) отложение запаса питательных веществ

в) защита организма от механических повреждений

г) передвижение веществ в организме

18. Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:

а) опорно- двигательная система в) эндокринная система

б) пищеварительная система г) кровеносная система

19. В процессе дыхания в клетках растений, животных, человека происходит:

а) образование органических веществ из неорганических

б) передвижение веществ

в) расщепление органических веществ с освобождением энергии

г) выделение из организма кислорода

20. Кровеносная система появляется:

а) у плоских червей в) у кольчатых червей

б) у круглых червей г) у моллюсков

21. К системе органов выделения не относится:

а) прямая кишка в) мочевой пузырь

б) почки г) мочеточники

22. Холоднокровные животные:

а) рыбы, птицы, млекопитающие

б) рыбы, птицы, земноводные

в) рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

г) пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

23. Биологически активные вещества, вырабатываемые в железах внутренней секреции

а) нуклеиновые кислоты в) гормоны

б) пищеварительные соки г) ферменты

24. При бесполом размножении:

а) участвуют оба родительских организма

б) образуется одна клетка из половых клеток родителей

в) участвует только один родительский организм

г) образуются как разные, так и похожие друг на друга дочерние особи

25. На стадии гаструлы у лягушки существует:

а) эктодерма в) эктодерма и энтодерма

б) энтодерма г) эктодерма, энтодерма, мезодерма

Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

2. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

1. Образовательная А. Растения

2. Проводящая Б. Животные

3. Мышечная

4. Нервная

5. Фотосинтезирующая

6. Механическая

7. Соединительная

Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

Закончите предложения:

1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________ .

6. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

7. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

8. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

9. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

10. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

Ответы:

Часть 1

Вариант 1. Вариант 2

1б 2а 3в 4г 5б 1а 2а 3в 4б 5в

6а 7в 8г 9а 10в 6б 7б 8г 9в 10 б

11а 12а 13в 14а 15а 11а 12б 13г 14в 15в

16в 17в 18г 19в 20в 16в 17б 18в 19г 20в

21б 22в 23в 24 в 25в 21а 22г 23в 24б 25а

Часть 2.

1. В Г Д

2. Д Б А В Г

1 2 3 4 5 6 7
А А Б Б А А Б

Часть 3.

1. Зигота

2. Семя

3. Экологическими

4. Эндосперм

5. Спора

6. Рефлексы

7. Трахеями

8. Питание

9. Орган

10. Экосистема

С. В. Столярова, МБОУ "СОШ №2", г. Усолье – Сибирское, Иркутская область

1. БИЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 1.1. Биология как наука

При выполнении заданий с выбором ответа обведите номер правильного ответа в экзаменацион­ной работе

1. В какой из указанных областей биологии микроскопический метод является основным?


  1. биохимия

  2. цитология

  3. селекция животных

  4. физиология человека
2. Л. Пастер подтвердил, что ослабленные возбудители куриной холеры, введенные в организм,
создают иммунитет против определенных заболеваний методом

  1. микроскопии

  2. описательным

  3. моделирования

  4. экспериментальным
3. Методом наблюдения можно установить

  1. скорость фотосинтеза у растений

  2. зависимость активности фермента от температуры

  3. сроки созревания пшеницы в Московской области

  4. силу вакцины против инфекционного заболевания

4. Предположение о том, что на свету растения образуют органические вещества из неорганиче-
ских - это


  1. научный факт

  2. гипотеза

  3. теория

  4. эксперимент

5. И. И. Мечников создал учение о


  1. эволюции органического мира

  2. клеточном иммунитете

  3. условных рефлексах

  4. пристеночном пищеварении

6. Какая наука изучает способы выведения сортов растений и пород животных?


  1. агрономия

  2. селекция

  3. физиология

  4. экология
7. Кардиолог - это врач, занимающийся лечением болезней

  1. сердечно-сосудистой системы

  2. пищеварительной системы

  3. нервной системы

  4. эндокринной системы
8. Грегор Мендель сформулировал

  1. законы наследственности

  2. теорию условных рефлексов

  3. эволюционную теорию

  4. клеточную теорию
9. При заболеваниях желез внутренней секреции пациенты обращаются к

  1. кардиологам

  2. эндокринологам

  3. ортопедам

  4. отоларингологам

10. На каком уровне организации жизни совершается круговорот веществ в природе?


  1. на организменном

  2. на клеточном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном
11. Какой уровень организации жизни являлся предметом изучения Ч. Дарвина?

  1. клеточный

  2. популяционно-видовой

  3. биосферный

  4. молекулярный
12. Элементарной живой системой ученые считают

13. На каком уровне жизни изучается объект, показанный на рисунке


  1. на клеточном

  2. на организменном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном

14. На каком уровне организации жизни происходит синтез белков?


  1. на клеточном

  2. на молекулярном

  3. на организменном

  4. на популяционно-видовом
15. Ядро клетки кожицы лука можно увидеть

  1. невооруженным глазом

  2. с помощью ручной лупы

  3. только под электронным микроскопом

  4. с помощью светового микроскопа

16. Резкость изображения в школьном микроскопе окончательно устанавливается с помощью

17. Какой цифрой обозначен окуляр микроскопа?

18. Чтобы установить время листопада липы, тополя и березы, вы будете применять метод иссле­дования


  1. наблюдение

  2. описательный

  3. экспериментальный

  4. исторический

19. Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с


  1. Наполеоном Бонапартом

  2. Михайло Ломоносовым

  3. Петром Первым

  4. Константином Циолковским

20. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микро­скопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заклю­чалась его ошибка?


  1. в неправильной установке света

  2. нужно было поставить большее увеличение

  3. нужно было сделать тонкий срез листа

  4. нужно было подкрасить лист красителями

Ответы: 1-2), 2-4), 3-3), 4-2), 5-2), 6-2), 7-1), 8-1), 9-2), 10-4), 11-2), 12-3), 13-1), 14-2), 15-4), 16-3), 17-1), 18-1), 19 -3), 20-3).

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2016 -2017 г.)

6 класс Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Выберите один вариант ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора (2 балла за каждое тестовое задание)

    Растения образуют органические вещества из неорганических веществ, для этого им нужны: 1.кислорд 2.углекислый газ 3.вода 4.энергия солнечного света 5.почва 6.ветер

А - 1,3,5 Б- 2,3,4 В – 1,3,4 Г- 2,4,6 2. К одноклеточным организмам относятся: 1.дрожжи 2.инфузория-туфелька 3.спирогира 4.плаун 5.хламидомонада 6.папоротники

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 3. Грибы можно встретить 1.на деревьях 2.на камнях 3.на кусочке хлеба 4.на почве с большим содержанием перегноя 5.на воде 6.на песке А - 1,2,5 Б- 1,3,4 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 4. Признаки живой природы: 1.размножение 2. растворимость 3. появление ржавчины 4.электропроводность 5.дыхание 6.обмен веществ и энергии

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 1,5,6 Г- 2,4,6 5. Дыхание - это 1.поступление в организм углекислого газа 2. поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа 3. выделение из организма углекислого газа 4.получение организмом необходимых веществ из окружающей среды 5. выделение из организма ненужных веществ

А - 2,4 Б- 2,5 В – 1,4 Г- 2,3

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Клеточный сок – содержимое живой клетки.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Тополь – семенное растение.

    Атмосфера – водная оболочка Земли

Часть IV .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Берёза

5. Пшеница

Матрица ответов
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 2016 -17 уч. год
__
6 ____ класс [максимально 30 баллов]

Часть I . [мах. 1 0 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1-10

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1-10

Часть III . [мах. 5 баллов] правильные суждения под номерами: 1, 3, 4.

Часть IV . [мах. 5 баллов] - А-2,5 Б-1 В-3,4

Итого мах.___30_ баллов

Матрица ответов
на задания теоретического тура _______
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 201
6 -1 7 уч. год
__
6 ____ класс

Часть I .

1-10

Часть II .

1-5

Часть III . Правильные суждения под номерами:

Часть IV .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)

6 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I .

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


  1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
    а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».
2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II .

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).


  1. Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

  2. Клеточный сок – содержимое живой клетки.

  3. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

  4. Тополь – семенное растение.

  5. Микроскоп – прибор для изучения растений.

Часть III .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Календула

Часть IV .

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.
Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ___________________Имя ____________________

Класс__________________________

Школа ________________________

Часть 1 . 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.